Театр – уникальное интегративное явление! Есть такая трагическая сущность у театра – коллективность творчества и коллективная ответственность. Театр в трансформированном виде шифрует и аккумулирует традиции, является пространством коммуникации, отражает культуру и нравственные ориентиры общества. Сопереживание (эмпатия) как эмоциональное, интеллектуальное, эстетическое и нравственное подключение является основным способом создания и восприятия спектакля зрителем. И хотя спектакль существует как некая воображаемая реальность, которая реконструируется во времени и пространстве его создателями через сценическое действие, однако эта реальность подвергается рефлексии со стороны зрителя и может служить новым опытом смыслообразования, понимания и сопричастности. Именно поэтому театр нужен каждой современной школе, как нравственный ориентир, как пространство воспитания и развития личности, как «островок» культуры. Театр – «лакмусовая бумажка», отражающая степень развития общества в определенной микросреде. Школьный театр ‒ лицо конкретной школы, района, руководства. Мертвый театр или живой, но это ‒ своеобразный диагноз данного сообщества.
Театр – это уникальное явление, которое имеет такую степень сложности (от физиологических и эмоционально-волевых затрат до ментальных и духовно-нравственных), что отважится на него готов не каждый ребенок и не каждый руководитель. Значит, участие в школьных спектаклях для ребенка – это своеобразный подвиг, подвиг совместного творчества, коллективной ответственности, подвиг преодоления страхов публичных выступлений, подвиг саморегуляции и самоконтроля, подвиг рефлексии и осознания окружающей действительности.
Кроме того, в разных школьных возрастах у ребенка присутствуют разные эмоциональные проблемы, которые может и должен решать школьный театр. У младших школьников существует потребность во внимании, уважении, им очень важно уметь делать что-то лучше других. У детей постарше происходит перестройка психофизического аппарата, ломка сложившихся форм взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, и им трудно контролировать свои эмоции. Влияние чувств на подростка происходит гораздо сильнее, нежели восприятие им книг и учителей. Также существенным изменениям подвергаются память и внимание.
Подростков 7‒9 классов отличает пик эмоциональной неуравновешенности: настроение подвержено серьезным перепадам от веселья к депрессии, снижается самооценка, происходит борьба за самостоятельность. Скрытым желанием подростка является общение со взрослым «на равных». Ему важна роль в коллективе, поскольку он испытывает потребность во взаимопонимании.
Для старшеклассников остро встает вопрос открытия своего внутреннего мира, своей исключительности. В то же время они склонны к эскапизму, тянутся к фантастической литературе, к молодежным течениям. Погружаясь в вымышленный мир, старшеклассник отдаляется от мира реального ‒ таким образом он закрывается от суровых реалий взрослой жизни. Фантазия для него является естественным психологическим щитом, которым он прикрывается от чуждого ему мира. Эмоционально-образная природа театрального искусства дает возможность применить творческую фантазию подростка.
Вывод: участие в школьных спектаклях детей можно рассматривать как мощное универсальное средство эстетического и духовно-нравственного воспитания, как средство способное помочь сформировать внутренний мир обучающегося, задуматься, иначе взглянуть на окружающий мир. Школьный театр может и должен помочь сформировать у обучающихся представление об идеале личности, осознать, что смысл жизни не только внутри себя, но и в окружающем мире, самостоятельно научиться регулировать свою эмоциональную-волевую сферу.
Личность педагога – это саморазвивающаяся структура, которая идет в ногу со временем. А театр как зеркало общества меняется каждый день. Организация школьного театра позволит педагогу обеспечить себе непрерывность образования, рост культурного кругозора, развитие новых педагогических коммуникаций с детьми по оздоровлению отношений внутри управляемого коллектива, управленческий опыт и новые крепкие дружественные связи с молодыми людьми разного возраста.
По статистике, лишь 4 % людей имеют внутреннюю способность к интегративной деятельности театра и потребность к восприятию художественного продукта. Не надо искусственно форсировать и увеличивать контингент обучающихся в школьном театре.
Однако в театре много различных видов деятельности, кроме собственно актерской работы, к которым готов не каждый. Нужно объяснить ребятам, что в школьном театре можно реализоваться как специалисту по свету, художнику, бутафору, монтировщику, заведующему литературной частью, заведующему постановочной частью. Каждый, кто хочет быть причастным к большому делу, к конкретной группе единомышленников, может реализовать свои таланты и быть полезным в команде.
Именно опыт театрального детства стал для меня мотиватором мечты и определяющим в выборе профессионального пути.
Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 9-е изд., Издательство ГИТИС, 2021. – 560 с.
Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера: Учебное пособие. 5-е изд. – М.: РАТИ–ГИТИС, 2008. – 432 с.
Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского: М., Искусство, 1978. – 429 с.
Фильштинский В. М. Открытая педагогика / Вениамин Фильштинский; [С.-Петерб. акад. театр. искусства]. – Санкт-Петербург: Балтийские сезоны, 2014.
Кох И. З. Основы сценического движения: Учебник. 2-е изд., испр. – СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2010. – 512 с.
Куриленко Э. Р. Методология и методика актерского тренинга: Учебно-методическое пособие для театральных педагогов, исправленное и дополненное / Э. Р. Куриленко. – Новосибирск: Изд-во НГТИ, 2023. – 169 с.
Пьеса Анны Богачевой «Сказка о потерянном времени» на сайте «Драматешка» (самый крупный в рунете архив детских пьес).
Школьное театральное сообщество НСО.
Учебно-методические пособия на сайте Театрального института имени Бориса Щукина.
Фестиваль «Любимовка».
Первая всероссийская студенческая конференция видеоматериалов «Режиссеры театра кукол мира: вчера, сегодня, завтра».
На сайте «Драматешка» представлены сотни детских пьес, инсценировок, сценариев, сценок, а также множество вспомогательно-постановочного материала для детского театра. Еще рекомендую обратить внимание на раздел «Учебно-методические пособия» официального сайта Театрального института имени Бориса Щукина, где публикуются сборники пьес и инсценировок для школьных театров.
Фестивали школьных театров (и не только) Новосибирска и Новосибирской области проводит Областной центр развития творчества детей и юношества (ОЦРТДиЮ).
Контактное лицо: региональный координатор по созданию и функционированию школьных театров ‒ Светлана Сергеевна Пронер, 8 (383) 201-36-96, pss@donso.su.
Новосибирский государственный театральный институт два раза в год проводит трехмесячные курсы по повышению квалификации педагогов по дисциплине «Театральная педагогика» и работает с руководителями школьных театров. Подробности можно узнать на сайте.