Школьный театр ‒ это дополнительный инструмент социализации для детей и подростков. Зачастую у школьников бывают конфликтные ситуации или просто природные застенчивость и замкнутость не дают завести социальные связи и дружбу в классе, а в школьном театре возможно примерить на себя какую-то роль, и если ты раньше стеснялся выступать перед одноклассниками или учителями, через нее начать коммуницировать со сверстниками. Конечно, изначально это может быть притворство ‒ игра через маску персонажа, но театрализация может дать крепкую опору для первых шагов публичных выступлений.
Школьный театр ‒ это замечательная возможность проявить себя и свои, возможно, пока еще скрытые таланты. Как же здорово обнаружить или подкрепить у себя уже имеющийся навык оратора или научиться уверенно держаться перед незнакомой публикой! Окажутся востребованными в школьном театре и другие способности. Например, рисующие ребята могут придумывать для спектаклей общий визуал, разрабатывать эскизы декораций и реквизит, помогать со стилизацией костюмов. Все эти навыки точно станут прочным фундаментом для общего развития и формирования уверенности в себе.
Для педагога организация школьного театра ‒ это в первую очередь вопрос доверия, эмоциональной поддержки и формирования здоровой психологической атмосферы в коллективе. В поддерживающей среде, где можно проявить свою творческую сторону, а не пребывать в зоне формального общения, дети чувствуют себя в безопасности и охотнее раскрываются.
Как у взрослого, так и у ребенка результат дает только долгосрочная мотивация. Внешние стимулы лишь вызывают короткую вспышку энергии и усилий. Ребенок должен внутри себя искренне загореться идеей участия в школьном театре ‒ без обещания хороших оценок и какой-то похвалы. А для этого ему нужно предоставить свободу творчества. По-настоящему и максимально, насколько это возможно.
Как художник-постановщик и бутафор рекомендую литературу по своему профилю, которая поможет разобраться в вопросах разработки декораций, костюмов и расширит горизонт художественной насмотренности:
О. Л. Голубева. «Основы композиции»;
Н. Н. Сосунов. «Изготовление бутафории»;
К. В. Градова, Е. А. Гутина. «Театральный костюм»;
Шейла Джексон. «Костюм для сцены»;
Б. Л. Бланк. «Художник театра и кино ‒ это здорово!».
Советую обратить внимание на Арт-проект «Великие» и Городской фестиваль детского, юношеского и молодежного театрального творчества «ОдиссеяФест», которые проводит наш Новосибирский академический молодежный театр «Глобус».
Сейчас практически в каждом творческом вузе нашей страны проходят занятия заочной формы обучения или повышения квалификации на базе уже имеющегося образования, а также работают специализированные учебные центры, где можно прослушать лекции на тему театра. Для повышения уровня художественной насмотренности рекомендую посещать программу «Лекторий» в Новосибирском художественном музее. Подобные программы реализуются в каждом государственном музее России, если вы живете не в Новосибирске, обратите внимание на работу этих институций в своем городе.