Новости

Инна Кремер и Антон Веселов – о целеполагании, творческом процессе и атмосфере школьного театра

Друзья! Финалом очных сессий проекта «Школьный театр. Тьютор-центр» станет круглый стол «Школьный театр. Лучшие практики работы школьных театров Новосибирска и Новосибирской области». 11 апреля 2024 года с 12:00 до 14:00 состоится разговор с руководителями коллективов, добившихся в своей деятельности серьезных результатов. Модераторами круглого стола выступят Инна Кремер и Антон Веселов. Они делятся своими размышлениями о целеполагании, творческом процессе и атмосфере школьного театра.

Инна Кремер – заместитель директора по творческим вопросам Новосибирского академического молодежного театра «Глобус». За годы работы в театре прошла путь от волонтера педагогической части до руководителя. Имеет опыт инсценировщика, драматурга, автора песен к детским спектаклям. Стремится поддерживать программу «Глобуса» как культурно-просветительского центра для детей и молодежи. Инициатор и разработчик оригинальных проектов, направленных на развитие школьной и семейной театральной аудитории. Основными задачами считает разработку неформальных методов построения диалога со зрителем, поиски новых способов взаимоотношений с ним.

Окончила Новосибирский государственный педагогический университет, специализации «Филология. Учитель русского языка и литературы» и «Филологическое обеспечение искусствоведения (театроведение)». Выпускник Школы театрального лидера при поддержке Департамента культуры города Москвы. Проходила курсы повышения квалификации в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма по программе «Драматургия и время. Судьбы современной пьесы на российской сцене»; Школе-студии (институте) имени Вл. И. Немировича-Данченко при Московском Художественном академическом театре имени А. П. Чехова по программе «Руководство современным театром: экономика, художественная программа, интеграция в общество»; Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по программе «Управление в сфере культуры»; на базе Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК) по программе в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура» – «Юридическое сопровождение продюсерской деятельности. Практика применения правовых норм при управлении проектом».
1. Для чего нужен театр в школе?
Дети любят играть, хорошо чувствуют игровую природу. Взрослея и обретая разные статусы в социуме, люди постепенно забывают об игровых навыках. Это сказывается на общении, самовыражении, закрывает пути к самореализации. Но если есть вовлеченность в творческий процесс, который театр, безусловно, привносит в жизнь, то игровой подход становится органичным способом строить свою жизнь. Кроме того, он может стать главным объединяющим звеном для взрослых и детей во всей школе. Атмосфера, где все связаны общим делом, всегда притягательна. В ней, как в удобренной почве, растет здоровая и красивая личность.
2. Чем полезно участие в школьных спектаклях ребенку?
У школьного театра иное целеполагание, чем у театра как учреждения культуры или учебного театра в специализированных учебных заведениях. В школьном театре главным ожидаемым результатом становится отнюдь не спектакль, а творческий процесс. Участие в подготовке любого художественного продукта, будь то спектакль, концерт, поэтический вечер или что-то иное, обеспечивает ученикам качественно иное общение, направленное на совместное воплощение своих творческих идей и фантазий.
3. Чем полезна организация школьного театра педагогу?
Одна из характеристик Театра – это организованная игра. Присутствие театра в школе при условии подключения к нему всех педагогов с определенным функционалом (например, учитель труда может быть техническим директором постановки, учитель физкультуры может быть ответственным за сценическое движение, учитель литературы и русского языка может занимать позицию от постановщика до репетитора по сценической речи и т. д.) может быть средством улучшения коммуникаций между ними и школьниками. В театральной педагогике есть много методик для организации уроков в игровой форме. Прокачать собственные навыки учителям может быть крайне полезно.
4. Как мотивировать ребенка на участие в школьных спектаклях?
Создать открытое пространство, в котором происходит что-то интересное. В любой школе найдутся несколько учеников, которые искренне заинтересованы в занятиях театром. Начать с ними. А остальные притянутся сами, если внутри школьного театра будет легко, весело и радостно. Участие в школьном театре проявляет разные наклонности. Кто-то из детей серьезно одарен, у кого-то есть просто способности. И это касается не только артистизма. Как считают исследователи человеческого мозга, талант есть у каждого, нужно только понять какой. Если учитель видит, что ребенку нравится рисовать – пусть придумывает костюмы. Если конструировать – пусть отвечает за оформление сцены. Туда, где самовыражение ребенка будет принято с искренним вниманием, он захочет попасть сам.
5. Есть ли у вас опыт выхода на сцену в школе? Как вы о нем вспоминаете?
В начальной школе наша классная руководитель ставила с нами кукольный спектакль по народной сказке «Заяц, лиса и петух». Мне досталась роль несчастного Зайца. Текста пришлось учить целых три печатных листа. Но я помню лишь финальную фразу, над ней учительница со мной долго билась. «Смелость города берет» никак не выходила у меня с нужной степенью радости. Видимо, образ грустной театральной маски ближе моей натуре, поскольку уже в вузовском театре меня распределили на роль Ларисы Огудаловой в «Бесприданнице» Островского.
6. Книги, необходимые руководителю школьного театра.
Двухтомник Станислава Дворко «Театр юного зрителя и школьный театр», книги Нины Опариной, сборник Галины Терентьевой «Воспитание театром», пятитомник Анатолия Эфроса.
7. Интернет-ресурс, полезный руководителю школьного театра.
«Театральнаяпедагогика.рф».
8. Где взять пьесу руководителю школьного театра?
В специализированных сборниках. Начинающему школьному театру, на мой взгляд, не стоит браться за классику драматургии. А вот анализировать и ставить несложные драматические и стихотворные произведения можно смело.
9. Где можно заявить о себе школьному театру?
Весной в театре «Глобус» ежегодно проводится городской фестиваль, в котором показываются спектакли, сделанные силами разных театральных студий, кружков. Фестивалю более тридцати лет. Долгое время он носил название «Времен связующая нить». Сегодня он переименован в «ОдиссеяФест». Ряд молодых артистов и режиссеров впервые заявили о себе, участвуя именно в этом детско-юношеском форуме. Для школьных театров он также может стать площадкой для презентации своих работ.
10. Где можно получить дополнительное образование в сфере театра?
Новосибирский государственный театральный институт.
Антон Веселов – член Российского Союза журналистов и новосибирского отделения Союза фотохудожников России, обладатель медали к 80-летию Новосибирской области. С декабря 2016 года – заместитель директора по связям с общественностью Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук. Сфера ответственности – все большие фестивали науки, «Библионочь» и «Тотальный диктант», выставочная и лекционная работа, отношения с органами власти и представителями бизнеса.

Ведущий прямых эфиров на радио «Серебряный дождь», автор программы «Свои люди» на 49 канале и проекта «Люди как книги» в Новосибирской государственной областной научной библиотеке. Автор курса публичной речи «Культ слова». Ведущий десятков деловых форумов, модератор сотен круглых столов и интеллектуальных дискуссий. Долгие годы работал на ГТРК «Новосибирск», где совмещал должности продюсера и ведущего «Открытой студии» на телеканале «Россия 24», отвечал за прямые включения в эфирные часы, а также сам вел интервью и авторские передачи. Опытный журналист, руководивший такими СМИ, как бизнес-глянец Status, журнал «Большой город», газета «Конкурент». Занимал пост выпускающего редактора в журнале «Эксперт-Сибирь» и должность руководителя отдела общества в газете «КоммерсантЪ-Сибирь». Автор нескольких корпоративных книг, в том числе «История томской нефти» и «История новосибирской нефти».
1. Для чего нужен театр в школе? Чем полезно участие в школьных спектаклях ребенку?
Это не только практикум по погружению в искусство, это еще и моделирование пиковых состояний реальной жизни, проработка, проговаривание неизбежных, иногда непростых ситуаций. Без театра школа выбирает путь невовлеченности, а значит, теряет очки и доверие учеников.
2. Чем полезна организация школьного театра педагогу?
Литература полноценно звучит наедине с книгой или на театральной сцене (правда, не вся). Так что для учителя это еще один рычаг, который позволяет сдвинуть литературную вселенную, приблизить ее к ученикам.
3. Как мотивировать ребенка на участие в школьных спектаклях?
Личным примером. С поправкой на интересы учеников. Что они хотели бы поставить?
4. Есть ли у вас опыт выхода на сцену в школе? Как вы о нем вспоминаете?
Нет, за школьные годы из общественных работ я побывал только пионерским барабанщиком.
5. Книги, необходимые руководителю школьного театра.
Чехов, Шекспир, Вампилов, Станиславский, Эфрос.
6. Где взять пьесу руководителю школьного театра?
Начать с классики. А там можно поэкспериментировать и с победителями/участниками фестивалей современной драматургии.
7. Где можно заявить о себе школьному театру?
На районных, областных и прочих конкурсах. В молодежных пространствах.
8. Где можно получить дополнительное образование в сфере театра?
В студиях и на практикумах ведущих театральных деятелей, в театральном институте.
Организатором проекта «Школьный театр. Тьютор-центр» выступает Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» в партнерстве с автономной некоммерческой организацией по развитию культуры и искусства «Культура Сибири». Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
2024-04-08 11:00