Друзья! В рамках I сессии проекта «Школьный театр. Тьютор-центр» Варвара Попова, режиссер, ведущий методист по театральному жанру отдела методики организации самодеятельного художественного творчества Новосибирского государственного областного Дома народного творчества, 25 марта 2024 года в 13:30 представит лекцию «Особенности взаимодействия педагога-режиссера с группами детей разных возрастов. Формы постановки спектаклей школьного театра». Также Варвара является методистом, который будет работать со слушателями в группах. Сегодня она отвечает на вопросы, возникающие в процессе деятельности школьных театров.
Спикер окончила Новосибирский государственный театральный институт по специальности «режиссер драмы» (мастерская Алексея Крикливого), а также получила дополнительное образование в Международном институте практической психологии и психотерапии, Новосибирском институте клинической психологии, Сибирском государственном институте искусств им. Дмитрия Хворостовского («Актуальные вопросы авторского права в сфере культуры и искусств») и Российском институте театрального искусства ‒ ГИТИС («Методологические аспекты современной режиссуры»). Принимала участие в проектах арт-кластера «Таврида» и Лаборатории современного искусства, семинаре-практикуме СТД РФ для драматургов и режиссеров по инсценизации прозы и режиссерских лабораториях в разных городах страны. Сотрудничает с театральными коллективами Новосибирска, Новокузнецка, Томска и Ачинска, занимается новыми формами и жанрами театрального искусства, в частности иммерсивным, инклюзивным и форум-театром.
Спикер окончила Новосибирский государственный театральный институт по специальности «режиссер драмы» (мастерская Алексея Крикливого), а также получила дополнительное образование в Международном институте практической психологии и психотерапии, Новосибирском институте клинической психологии, Сибирском государственном институте искусств им. Дмитрия Хворостовского («Актуальные вопросы авторского права в сфере культуры и искусств») и Российском институте театрального искусства ‒ ГИТИС («Методологические аспекты современной режиссуры»). Принимала участие в проектах арт-кластера «Таврида» и Лаборатории современного искусства, семинаре-практикуме СТД РФ для драматургов и режиссеров по инсценизации прозы и режиссерских лабораториях в разных городах страны. Сотрудничает с театральными коллективами Новосибирска, Новокузнецка, Томска и Ачинска, занимается новыми формами и жанрами театрального искусства, в частности иммерсивным, инклюзивным и форум-театром.
1. Для чего нужен театр в школе?
В первую очередь для того, чтобы коснуться души ребенка, его внутренней жизни, переживаний, эмоций. Школа сосредоточена на процессе обучения. Справляться с человеческими страстями ‒ это задача культуры, искусства, театра. Главное, чтобы школьный театр не превратился в «обязаловку» для детей и педагогов, что может привести к отрицанию и негативному восприятию этой деятельности. Театр должен быть по любви.
2. Чем полезно участие в школьных спектаклях ребенку?
Я думаю, школьный театр дает возможность побывать в ситуациях, в которых бы ребенок в жизни никогда не оказался или еще не оказался, пережить этот эмоциональный опыт и интегрировать его в свою жизнь. Решить какие-то свои душевные задачи и проблемы таким путем.
3. Чем полезна организация школьного театра педагогу?
Если педагог занимается школьным театром по собственному желанию, то он реализует свои лидерские амбиции, и это хорошо сказывается на других сферах жизни, ведь если педагогу удается воплощать какие-то свои творческие задумки, он сам становится чуть счастливее.
4. Как мотивировать ребенка на участие в школьных спектаклях?
Не нужно этого делать. Если ребенок не хочет заниматься театром, он может найти себе другое занятие по душе. Вариантов внеурочной деятельности у современных детей ‒ масса.
5. Есть ли у вас опыт выхода на сцену в школе? Как вы о нем вспоминаете?
Есть, вспоминаю с теплом и улыбкой. Играли спектакли на английском языке.
6. Топ-5 книг, необходимых руководителю школьного театра.
«О действенном анализе пьесы и роли» Марии Кнебель, «Введение в режиссуру» Михаила Туманишвили, «Кино между адом и раем» Александра Митты, «История на миллион долларов» Роберта Макки, «Гимнастика чувств» Сергея Гиппиуса.
7. Топ-5 интернет-ресурсов, полезных руководителю школьного театра.
Все номера журнала «Современная драматургия».
Ресурс с книгами по театральной педагогике в России.
Каталог книг Российского института театрального искусства ‒ ГИТИС.
Группа во «ВКонтакте» с огромным количеством спектаклей и лекций, которые можно смотреть.
Музыка без авторских прав.
8. Где взять пьесу руководителю школьного театра?
Много современных русскоязычных авторов представлено на сайте Международного конкурса новой драматургии «Ремарка». Также можно сделать собственную инсценировку из любого понравившегося прозаического произведения.
9. Где можно заявить о себе школьному театру (питчинги, фестивали, лаборатории)?
Всероссийский проект «Школьная классика».
Всероссийский фестиваль детских и юношеских любительских театров «Калужские театральные каникулы».
Кабинет театров для детей Союза театральных деятелей Российской Федерации.
10. Где можно получить дополнительное образование в сфере театра?
Бесплатные курсы повышения квалификации есть в Новосибирском государственном театральном институте. Также профильные программы имеются в Российском институте театрального искусства ‒ ГИТИС и Театральном институте имени Бориса Щукина. Советую обратить внимание на обучающие программы Новосибирского государственного областного Дома народного творчества.
«Школьный театр. Тьютор-центр» – совместный проект Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» и автономной некоммерческой организации по развитию культуры и искусства «Культура Сибири». Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.