Новости

Александра Никитина: «Школьный театр нужен для того, чтобы вырастить человеческое в человеке»

Друзья! В рамках I сессии проекта «Школьный театр. Тьютор-центр» Александра Никитина, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета, руководитель литературной части Театра РОСТА в Царицыно (Москва), 27 марта 2024 года в 12:00 проведет со слушателями обсуждение спектакля, а в 15:00 – мастер-класс «Читатель – соавтор писателя, или Чтение методами театральной педагогики».

Знакомство со спикером мы начнем с подробного разговора о школьном театре, который может стать центром социокультурной жизни образовательного учреждения и обеспечить дружественность и продуктивность образовательной среды.

Александра Никитина ‒ театровед и театральный критик, кандидат искусствоведения, известный в России практик и теоретик школьного театра. Окончила ГИТИС, прошла профессиональную переподготовку на факультете переподготовки педагогических кадров Московского института открытого образования (специальность «учитель культурологии и мировой художественной культуры»). В разные годы работала педагогом дополнительного образования, преподавала историю театра, педагогику искусства, историю театральной педагогики, руководила школьным театральным кружком. Член жюри московских, областных, всероссийских фестивалей театров, где играют дети (в том числе «Синяя птица» /Нижний Новгород/, «Театр начинается» /Санкт-Петербург/, «Театральные ладушки» /г. Глазов/, «Круг друзей» /округ Губаха/, «Юные таланты Московии» и др.) и ТЮЗов («Арлекин», «Сибирский кот», «Теплая ладошка Пермского края», «АртКаникулы» и др.).

В 2002 году Александра Никитина с группой единомышленников создала Автономную некоммерческую организацию «Пролог», основная цель которой – подготовка кадров для театральной работы с детьми. Далее вместе с коллегами – психологами, актерами, режиссерами, искусствоведами и педагогами ‒ разработала несколько уникальных методик обсуждения художественных событий с детьми различного возраста. Мастер-классы по методикам обсуждения неоднократно представлялись в различных городах России. Неоднократно разрабатывала концепцию образовательных фестивалей («Импровизация», «Маленькая Сказка»). Выступила разработчиком и организатором I Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Леопольда Антоновича Сулержицкого. Мероприятие проходит ежегодно, в настоящий момент ‒ на базе Московского городского педагогического университета.

В Московском областном ТЮЗе (ныне Театр РОСТА в Царицыно, филиал МТЮЗа) совместно с режиссером Николаем Дручеком создала зрительский клуб, в рамках которого разработаны уникальные программы читок современной детской литературы, интерактивные и иммерсивные программы по детской классике, интерактивные экскурсии по театру и мастер-классы, программы для семейного посещения, для учителей и родителей и многое другое. Создала сайт «И ТП и ТД: театральная педагогика и театр детей», пользователями и авторами которого являются педагоги всей страны, а также «Клуб театральной педагогики», где коллеги обмениваются информацией, методиками и впечатлениями. Выезжает как тренер в разные города России и является автором более ста научных и научно-методических публикаций.
1. Для чего нужен театр в школе?
Театр в школе нужен для того, чтобы помочь вырастить человеческое в человеке. Вырастить внутри коллективной творческой продуктивной деятельности и внутри проживания содержания этой деятельности. Это на профессиональном языке. А на языке образном можно сформулировать несколько иначе и менее корректно: театр в школе нужен для того, чтобы сохранить живую жизнь. Важно понимать, что у школьного театра, у театральной студии в системе дополнительного образования и театральных классов школы искусств принципиально разные задачи. В школу искусств ребенок приходит за предпрофильной подготовкой. В театральную студию – чтобы творчески реализоваться. А в школьный театр ребенок приходит, чтобы понять себя, чтобы получить возможность игровой пробы различных жизненных сценариев, найти атмосферу доверия и развития. И в идеале, чтобы эту атмосферу распространить на максимально возможное школьное пространство.
2. Чем полезно участие в школьных спектаклях ребенку?
Лаборатория социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ проводила исследование на эту тему. Подробно его итоги отражены в монографии «Театральная педагогика в городе: неформальные ресурсы образования», которая выложена в нашем блоге «И ТП и ТД: театральная педагогика и театр детей». Приведу здесь основные тезисы.

Дети полагают, что театральная студия нужна им, во-первых, потому что только здесь они имеют шанс быть услышанными, во-вторых, потому что здесь создаются условия для самостоятельного добывания знаний и взаимного обучения, в-третьих, потому что здесь формируется умение считывать подтексты и метафоры.

Родители полагают, что театральная студия нужна детям, во-первых, для того, чтобы сохранить вкус к жизни и получить опыт успешности, во-вторых, для обогащения эмоциональной жизни, в-третьих, для того чтобы получить навык публичности: владения собой и аудиторией.

Театральные педагоги полагают, что театральная студия нужна детям, во-первых, для того, чтобы получать честные ответы на честные вопросы и помогать решать актуальные для ребенка социальные и психологические проблемы, во-вторых, чтобы научиться выстраивать диалог с историей и культурой, в-третьих, для того, чтобы научиться подробно проживать реальность.

Учителя полагают, что театральная студия нужна детям для того, чтобы вырасти культурным человеком, усвоить нормы языка и развить речь, уметь эффектно выстроить самопрезентацию.
3. Чем полезна организация школьного театра педагогу?
Педагогу полезна не только организация школьного театра, но главным образом владение практиками и методиками театральной педагогики. Педагог дополнительного образования и школьный учитель, владеющий этим богатством, становится партнером и соратником детей и родителей в образовательном процессе. Он перестает быть той фигурой, которая должна тащить на себе весь непосильный воз ответственности за образование детей и соответствовать всем несовместимым ожиданиям детей, родителей и администрации. Театральная педагогика дает в руки учителю техники, позволяющие продуктивно работать с большим количеством людей, предлагает структуру, позволяющую удерживать динамику образовательного процесса (драматургия и режиссура урока), а главное, помогает создать особую событийную образовательную среду и общность, обладающую высоким качеством контакта. Если все это есть, то школьный театр становится тем центром социокультурной жизни школы, который обеспечивает ее развитие и рост, преемственность поколений и традиций, дружественность и продуктивность образовательной среды.
4. Как мотивировать ребенка на участие в школьных спектаклях?
К счастью для человека, мотивация не поддается внешним воздействиям. Об этом каждому учителю и родителю важно прочитать в книжках по психологии, посвященных личностному развитию. К счастью, потому что иначе все антиутопии, описывающие механизмы программирования человеческой воли, уже сбылись бы в полном объеме.

Что можно сделать? Можно создать условия, благоприятствующие возникновению мотивации. Заглянув в самих себя, мы безошибочно найдем ответ на вопрос, какие это условия. Для самореализации и развития нам нужна поддерживающая безопасная среда, где мы можем быть замечены и услышаны, где мы можем быть самими собой и участвовать на равных в значимом для нас продуктивном творческом процессе.

Если нас лишают субъектности, авторской позиции, права на самостоятельное творчество, права на собственные пробы и ошибки, то такая среда будет демотивирующей.
5. Есть ли у вас опыт выхода на сцену в школе? Как вы о нем вспоминаете?
Да, у меня есть опыт выхода на сцену и в школе, и в студии Литературного музея, и в Городском дворце творчества на Ленинских горах. Школьный опыт связан с чувством глубокого недоумения: что от нас хотят, что и зачем мы делаем, какое все это имеет к нам отношение? Опыт студии поэтического театра под руководством Александра Осмоловского в Литературном музее был, наверное, самым эмоционально значимым. Мы, дети, ученики девятого класса, были хором в спектакле «Слово о полку Игореве» ‒ и это было какое-то непрерывное счастье магического звучания, счастье встречи с родным языком и родной историей, счастье невероятной полноты проживания архисложного текста и смысла. А в Театре юных москвичей под руководством Вячеслава Михайловича Букатова мы получили опыт размышления о себе, о мире, о драматургии и театре. Это было всегда интересно, часто очень больно. Это в значительной мере структурировало каждого из нас, помогало стать осознанными и ответственными, но в то же время на многие годы заложило колоссальное чувство вины за собственное несовершенство, неприятие себя, отказ от права на счастье.
6. Топ-5 книг, необходимых руководителю школьного театра.
Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. Пособие для опытных и начинающих учителей / А. П. Ершова, В. М. Букатов. 5-е, доп. изд. ‒ СПб.: Образовательные проекты, 2021. ‒ 408 с.
Сазонов Е. Ю. Частицы целого. ‒ СПб.: Балтийские сезоны, 2011. ‒ 485 с.
Ильев В. А. Когда урок волнует (Уроки театральной технологии в педагогическом творчестве). – Пермь, 2022. ‒ 447 с.
Макмак Л. В. Поэтика педагогики. – СПб: СУПЕР Издательство, 2021. – 316 с.
Театр, где играют дети / Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под ред. А. Б. Никитиной. – М.: Владос, 2001.
7. Топ-5 интернет-ресурсов, полезных руководителю школьного театра.
Блог «И ТП и ТД: театральная педагогика и театр детей».
Сайт «Открытый урок».
«Книжная полка» сайта «Пролог-Весна».
Портал «Недоросль».
Страница «Школьные театры» на сайте ВЦХТ.
8. Где взять пьесу руководителю школьного театра?
Пьесу или инсценировку на основе выбранного детьми литературного произведения нужно сочинять вместе с детьми в репетиционном процессе. Нравится это кому-то или нет, начиная с 20-х годов XX века, многочисленные исследования не существующего более НИИ Художественного Образования (в разные годы институт назывался по-разному), доказывали, что работать с готовым драматургическим текстом целесообразно с детьми от 14-ти лет. До этого, если мы и правда заботимся об образовании и развитии, текст рождается в импровизации на занятиях и репетициях, хотя способы порождения текста, особенности его формы и содержания для младшей и средней школы разные.
9. Где можно заявить о себе школьному театру (питчинги, фестивали, лаборатории)?
Прежде всего, школьному театру важно заявить о себе в собственной школе. Он должен быть по-настоящему нужен и интересен ученикам, учителям и родителям. Во-вторых, школьный театр может заявить о себе местным сообществам: объединениям многодетных семей, серебряным университетам, подростковым клубам, а также социально значимым институтам ‒ детским больницам, детским домам и интернатам, домам престарелых.

Участие в фестивалях и лабораториях – это хорошее и интересное дело, но тут каждый театр должен выбирать то, что именно ему сейчас необходимо для роста. Да, коллективы обязываются участвовать в фестивалях конкурсного типа. К сожалению, как правило, такие фестивали очень сильно вредят творческому росту: творчество – не про соревновательность, а образовательный процесс не равен видимому результату. Но в России много авторских, содержательных фестивалей и лабораторий, которые по-настоящему интересны. Просто каждый из них ориентирован на коллективы разного типа, на развитие в разных областях.

Уникален театральный фестиваль «Шоколад», который проходит в городе Владимире. Это фестиваль, в котором все делается силами детского самоуправления и детских творческих групп. Для тех, кто ищет актуального содержания и адекватной детскому творчеству формы, бесценен фестиваль «Малая сцена» в Тюмени. Многие годы держит высокую планку фестиваль «Театральный перекресток» в Екатеринбурге. В минувшем сезоне интересно заявил о себе Санкт-Петербургский фестиваль «В смысле?».

Лаборатории, к сожалению, работают не очень стабильно. Это чаще всего грантовые разовые акции. В этом году в Москве на малой сцене театра Маяковского проходит замечательная лаборатория «Подтекст: юность» под руководством Милы Деневой и Дмитрия Крестьянкина. К сожалению, большая часть программ лаборатории уже позади.

Но повторю еще раз: важно реализоваться в той среде, где школьный театр действительно нужен, а потом искать фестивали и лаборатории, необходимые именно вам, конкретному коллективу в конкретном случае.
10. Где можно получить дополнительное образование в сфере театра?
Дополнительное образование в сфере театра можно получить где угодно: практически в любом театральном вузе или институте культуры, в любых лабораториях Союза театральных деятелей РФ. В большинстве случаев это никак не поможет стать руководителем, режиссером и педагогом школьного театра. Профессиональное театральное образование может быть первой или последней ступенью в овладении искусством театральной педагогики ‒ это условие необходимое, но принципиально недостаточное. Что имеет смысл?

Сегодня можно поступить в очную магистратуру МГПУ «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды».

Полезна магистратура ГИТИСа «Социальный театр».

В Санкт-Петербурге время от времени организуются инициативные курсы для театральных педагогов под руководством режиссера Бориса Павловича.

В Тюмени в Культурном центре «Космос» работает программа повышения квалификации «Школа счастливых педагогов», организованная театральным центром «РяДом».

Союз женщин России реализует программу «Театр + школа: точки роста».

Можно пройти курсы повышения квалификации, организованные совместно Академическим театром Федора Волкова и Ярославским Департаментом образования.

Можно стать участником образовательных лабораторий Академии «Артсия» (Москва).

Можно пройти мастер-классы по театральной педагогике, став участником движения «Новый учитель – учитель для России».

Вероятно, есть и другие возможности, о которых я не знаю. Но важно помнить, что само по себе профессиональное театральное образование не решит проблему. Ищите тех, кто знает о том, что такое школьный театр и театр, где играют дети, тех, кто понимает, что он существует ради ребенка, а не ради театра.
«Школьный театр. Тьютор-центр» – совместный проект Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» и автономной некоммерческой организации по развитию культуры и искусства «Культура Сибири». Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.