Театр в школе нужен для того, чтобы помочь вырастить человеческое в человеке. Вырастить внутри коллективной творческой продуктивной деятельности и внутри проживания содержания этой деятельности. Это на профессиональном языке. А на языке образном можно сформулировать несколько иначе и менее корректно: театр в школе нужен для того, чтобы сохранить живую жизнь. Важно понимать, что у школьного театра, у театральной студии в системе дополнительного образования и театральных классов школы искусств принципиально разные задачи. В школу искусств ребенок приходит за предпрофильной подготовкой. В театральную студию – чтобы творчески реализоваться. А в школьный театр ребенок приходит, чтобы понять себя, чтобы получить возможность игровой пробы различных жизненных сценариев, найти атмосферу доверия и развития. И в идеале, чтобы эту атмосферу распространить на максимально возможное школьное пространство.
Лаборатория социокультурных образовательных практик НИИ УГО МГПУ проводила исследование на эту тему. Подробно его итоги отражены в монографии «Театральная педагогика в городе: неформальные ресурсы образования», которая выложена в нашем блоге «И ТП и ТД: театральная педагогика и театр детей». Приведу здесь основные тезисы.
Дети полагают, что театральная студия нужна им, во-первых, потому что только здесь они имеют шанс быть услышанными, во-вторых, потому что здесь создаются условия для самостоятельного добывания знаний и взаимного обучения, в-третьих, потому что здесь формируется умение считывать подтексты и метафоры.
Родители полагают, что театральная студия нужна детям, во-первых, для того, чтобы сохранить вкус к жизни и получить опыт успешности, во-вторых, для обогащения эмоциональной жизни, в-третьих, для того чтобы получить навык публичности: владения собой и аудиторией.
Театральные педагоги полагают, что театральная студия нужна детям, во-первых, для того, чтобы получать честные ответы на честные вопросы и помогать решать актуальные для ребенка социальные и психологические проблемы, во-вторых, чтобы научиться выстраивать диалог с историей и культурой, в-третьих, для того, чтобы научиться подробно проживать реальность.
Учителя полагают, что театральная студия нужна детям для того, чтобы вырасти культурным человеком, усвоить нормы языка и развить речь, уметь эффектно выстроить самопрезентацию.
Педагогу полезна не только организация школьного театра, но главным образом владение практиками и методиками театральной педагогики. Педагог дополнительного образования и школьный учитель, владеющий этим богатством, становится партнером и соратником детей и родителей в образовательном процессе. Он перестает быть той фигурой, которая должна тащить на себе весь непосильный воз ответственности за образование детей и соответствовать всем несовместимым ожиданиям детей, родителей и администрации. Театральная педагогика дает в руки учителю техники, позволяющие продуктивно работать с большим количеством людей, предлагает структуру, позволяющую удерживать динамику образовательного процесса (драматургия и режиссура урока), а главное, помогает создать особую событийную образовательную среду и общность, обладающую высоким качеством контакта. Если все это есть, то школьный театр становится тем центром социокультурной жизни школы, который обеспечивает ее развитие и рост, преемственность поколений и традиций, дружественность и продуктивность образовательной среды.
К счастью для человека, мотивация не поддается внешним воздействиям. Об этом каждому учителю и родителю важно прочитать в книжках по психологии, посвященных личностному развитию. К счастью, потому что иначе все антиутопии, описывающие механизмы программирования человеческой воли, уже сбылись бы в полном объеме.
Что можно сделать? Можно создать условия, благоприятствующие возникновению мотивации. Заглянув в самих себя, мы безошибочно найдем ответ на вопрос, какие это условия. Для самореализации и развития нам нужна поддерживающая безопасная среда, где мы можем быть замечены и услышаны, где мы можем быть самими собой и участвовать на равных в значимом для нас продуктивном творческом процессе.
Если нас лишают субъектности, авторской позиции, права на самостоятельное творчество, права на собственные пробы и ошибки, то такая среда будет демотивирующей.
Да, у меня есть опыт выхода на сцену и в школе, и в студии Литературного музея, и в Городском дворце творчества на Ленинских горах. Школьный опыт связан с чувством глубокого недоумения: что от нас хотят, что и зачем мы делаем, какое все это имеет к нам отношение? Опыт студии поэтического театра под руководством Александра Осмоловского в Литературном музее был, наверное, самым эмоционально значимым. Мы, дети, ученики девятого класса, были хором в спектакле «Слово о полку Игореве» ‒ и это было какое-то непрерывное счастье магического звучания, счастье встречи с родным языком и родной историей, счастье невероятной полноты проживания архисложного текста и смысла. А в Театре юных москвичей под руководством Вячеслава Михайловича Букатова мы получили опыт размышления о себе, о мире, о драматургии и театре. Это было всегда интересно, часто очень больно. Это в значительной мере структурировало каждого из нас, помогало стать осознанными и ответственными, но в то же время на многие годы заложило колоссальное чувство вины за собственное несовершенство, неприятие себя, отказ от права на счастье.
Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. Пособие для опытных и начинающих учителей / А. П. Ершова, В. М. Букатов. 5-е, доп. изд. ‒ СПб.: Образовательные проекты, 2021. ‒ 408 с.
Сазонов Е. Ю. Частицы целого. ‒ СПб.: Балтийские сезоны, 2011. ‒ 485 с.
Ильев В. А. Когда урок волнует (Уроки театральной технологии в педагогическом творчестве). – Пермь, 2022. ‒ 447 с.
Макмак Л. В. Поэтика педагогики. – СПб: СУПЕР Издательство, 2021. – 316 с.
Театр, где играют дети / Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под ред. А. Б. Никитиной. – М.: Владос, 2001.
Блог «И ТП и ТД: театральная педагогика и театр детей».
Сайт «Открытый урок».
«Книжная полка» сайта «Пролог-Весна».
Портал «Недоросль».
Страница «Школьные театры» на сайте ВЦХТ.
Пьесу или инсценировку на основе выбранного детьми литературного произведения нужно сочинять вместе с детьми в репетиционном процессе. Нравится это кому-то или нет, начиная с 20-х годов XX века, многочисленные исследования не существующего более НИИ Художественного Образования (в разные годы институт назывался по-разному), доказывали, что работать с готовым драматургическим текстом целесообразно с детьми от 14-ти лет. До этого, если мы и правда заботимся об образовании и развитии, текст рождается в импровизации на занятиях и репетициях, хотя способы порождения текста, особенности его формы и содержания для младшей и средней школы разные.
Прежде всего, школьному театру важно заявить о себе в собственной школе. Он должен быть по-настоящему нужен и интересен ученикам, учителям и родителям. Во-вторых, школьный театр может заявить о себе местным сообществам: объединениям многодетных семей, серебряным университетам, подростковым клубам, а также социально значимым институтам ‒ детским больницам, детским домам и интернатам, домам престарелых.
Участие в фестивалях и лабораториях – это хорошее и интересное дело, но тут каждый театр должен выбирать то, что именно ему сейчас необходимо для роста. Да, коллективы обязываются участвовать в фестивалях конкурсного типа. К сожалению, как правило, такие фестивали очень сильно вредят творческому росту: творчество – не про соревновательность, а образовательный процесс не равен видимому результату. Но в России много авторских, содержательных фестивалей и лабораторий, которые по-настоящему интересны. Просто каждый из них ориентирован на коллективы разного типа, на развитие в разных областях.
Уникален театральный фестиваль «Шоколад», который проходит в городе Владимире. Это фестиваль, в котором все делается силами детского самоуправления и детских творческих групп. Для тех, кто ищет актуального содержания и адекватной детскому творчеству формы, бесценен фестиваль «Малая сцена» в Тюмени. Многие годы держит высокую планку фестиваль «Театральный перекресток» в Екатеринбурге. В минувшем сезоне интересно заявил о себе Санкт-Петербургский фестиваль «В смысле?».
Лаборатории, к сожалению, работают не очень стабильно. Это чаще всего грантовые разовые акции. В этом году в Москве на малой сцене театра Маяковского проходит замечательная лаборатория «Подтекст: юность» под руководством Милы Деневой и Дмитрия Крестьянкина. К сожалению, большая часть программ лаборатории уже позади.
Но повторю еще раз: важно реализоваться в той среде, где школьный театр действительно нужен, а потом искать фестивали и лаборатории, необходимые именно вам, конкретному коллективу в конкретном случае.
Дополнительное образование в сфере театра можно получить где угодно: практически в любом театральном вузе или институте культуры, в любых лабораториях Союза театральных деятелей РФ. В большинстве случаев это никак не поможет стать руководителем, режиссером и педагогом школьного театра. Профессиональное театральное образование может быть первой или последней ступенью в овладении искусством театральной педагогики ‒ это условие необходимое, но принципиально недостаточное. Что имеет смысл?
• Сегодня можно поступить в очную магистратуру МГПУ «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды».
• Полезна магистратура ГИТИСа «Социальный театр».
• В Санкт-Петербурге время от времени организуются инициативные курсы для театральных педагогов под руководством режиссера Бориса Павловича.
• В Тюмени в Культурном центре «Космос» работает программа повышения квалификации «Школа счастливых педагогов», организованная театральным центром «РяДом».
• Союз женщин России реализует программу «Театр + школа: точки роста».
• Можно пройти курсы повышения квалификации, организованные совместно Академическим театром Федора Волкова и Ярославским Департаментом образования.
• Можно стать участником образовательных лабораторий Академии «Артсия» (Москва).
• Можно пройти мастер-классы по театральной педагогике, став участником движения «Новый учитель – учитель для России».
Вероятно, есть и другие возможности, о которых я не знаю. Но важно помнить, что само по себе профессиональное театральное образование не решит проблему. Ищите тех, кто знает о том, что такое школьный театр и театр, где играют дети, тех, кто понимает, что он существует ради ребенка, а не ради театра.