Друзья! В рамках II сессии проекта «Школьный театр. Тьютор-центр» композитор, поэт и прозаик Юлия Пискунова 9 апреля 2024 года в 13:30 прочтет лекцию «Специфика подбора музыкального материала спектаклей школьного театра». А пока спикер ответит на вопросы, с которых зачастую начинается работа над созданием художественной программы школьного театра.
Юлия Пискунова ‒ известный далеко за пределами Сибири композитор, член Союза композиторов России, Союза композиторов Евразии и лауреат международных и всероссийских конкурсов композиторов. Работает в крупной форме ‒ оперы, мюзиклы, оратории. Пишет камерную и симфоническую музыку, а также сочиняет музыкальный мир спектаклей на различных театральных площадках России. Является трижды победителем конкурса имени Исаака Дунаевского.
На протяжении шестнадцати лет Юлия руководит крупнейшей в Сибири витражно-мозаичной мастерской «Студия художественного витража „Индиго”». Ведет литературное объединение «Не воробей» при Новосибирской областной молодежной библиотеке. Входит в состав жюри многих литературных конкурсов и фестивалей. Является участником Межрегионального совещания авторов Сибири и Дальнего Востока, Межрегионального семинара молодых литераторов на Алтае, Межрегионального семинара-фестиваля «Капитан Грэй», XII Всероссийского совещания молодых писателей, Зимней школы поэтов в рамках фестиваля Юрия Башмета, Школы писательского мастерства фонда СЭИП, IV Всероссийского молодежного литературного фестиваля-конкурса им. А. Л. Чижевского. Как автор сотрудничает с журналами и сборниками и постоянно совершенствует свои литературные навыки (курс дополнительного образования профессора Нины Александровны Ягодинцевой «Основы литературного мастерства» в Челябинском государственном институте культуры; «Полный курс редактуры для авторов» школы Александра Петрова; курс поэзии Дмитрия Воденникова «Пишем на крыше» в Creative Writing School). В числе творческих достижений Юлии Пискуновой множество побед в международных литературных проектах, премиях и конкурсах как всероссийского, так и международного масштаба.
Юлия Пискунова ‒ известный далеко за пределами Сибири композитор, член Союза композиторов России, Союза композиторов Евразии и лауреат международных и всероссийских конкурсов композиторов. Работает в крупной форме ‒ оперы, мюзиклы, оратории. Пишет камерную и симфоническую музыку, а также сочиняет музыкальный мир спектаклей на различных театральных площадках России. Является трижды победителем конкурса имени Исаака Дунаевского.
На протяжении шестнадцати лет Юлия руководит крупнейшей в Сибири витражно-мозаичной мастерской «Студия художественного витража „Индиго”». Ведет литературное объединение «Не воробей» при Новосибирской областной молодежной библиотеке. Входит в состав жюри многих литературных конкурсов и фестивалей. Является участником Межрегионального совещания авторов Сибири и Дальнего Востока, Межрегионального семинара молодых литераторов на Алтае, Межрегионального семинара-фестиваля «Капитан Грэй», XII Всероссийского совещания молодых писателей, Зимней школы поэтов в рамках фестиваля Юрия Башмета, Школы писательского мастерства фонда СЭИП, IV Всероссийского молодежного литературного фестиваля-конкурса им. А. Л. Чижевского. Как автор сотрудничает с журналами и сборниками и постоянно совершенствует свои литературные навыки (курс дополнительного образования профессора Нины Александровны Ягодинцевой «Основы литературного мастерства» в Челябинском государственном институте культуры; «Полный курс редактуры для авторов» школы Александра Петрова; курс поэзии Дмитрия Воденникова «Пишем на крыше» в Creative Writing School). В числе творческих достижений Юлии Пискуновой множество побед в международных литературных проектах, премиях и конкурсах как всероссийского, так и международного масштаба.
1. Для чего нужен театр в школе?
Если бы, скажем, из всех факультативных занятий велели оставить одно, я бы оставила школьный театр. И это был бы такой хитрый ход, ведь в экосистему школьного театра входят актерское мастерство, сценическая речь и движение, хореографическое искусство, вокальная подготовка, обсуждение произведений, иногда и пошив костюмов, декораций. То есть в театр «зашито» множество навыков, которые могут перерасти в профессию.
Школьный театр помогает закрепить материал программы уроков литературы – прожить произведение в теле одного из героев, почувствовать неоднозначность конфликтных моментов. Ведь в жизни не все однозначно, а на уроках принято делить героев на положительных и отрицательных. В театральном кружке более семейная атмосфера, можно задать неудобные вопросы ‒ и никто не станет смеяться.
Без национальной идентичности, о которой сейчас так много говорят, мы действительно исчезнем, поглотимся теми, кто чтит свои традиции, язык и культуру. Именно в школьном театре имеется благодатная почва, чтобы каждый ребенок научился гордиться своей национальностью, узнал бы мифы, легенды и традиции малой родины. Когда я приехала на постановку спектакля в Чувашский государственный театр кукол, мы много работали, а потом с режиссером отпустили артистов отдохнуть. И как вы думаете они отдыхали? Они надели национальные костюмы и исполняли чувашские народные танцы в холле. Этот момент мне больше всего запомнился в Чебоксарах.
Театральная студия, как и, например, футбольная команда, может прославлять школу, как Дон Кихот Дульсинею, участвуя в различных фестивалях и конкурсах.
2. Чем полезно участие в школьных спектаклях ребенку?
Мне сразу пришло в голову, что театр – это праздник. Но успех любого хорошего праздника заключается в тщательной подготовке. Театр – это праздник, который готовят сами школьники, и это удесятеряет ценность праздника для детей.
Второй важный момент – навык самоорганизации ребенка. Наверняка многие знают взрослых людей, не способных учиться, развиваться. Они не могут сконцентрироваться, часто меняют работу, не могут взять ответственность на себя в трудных ситуациях, отлынивают от семейных обязанностей, не умеют выстраивать близкие и дружеские отношения. Это те взрослые, которые в детстве не научились самоорганизации, самообучению. У них нет здорового любопытства, они не умеют рисковать в подходящий момент. Это те качества, которые необходимы сегодня каждому человеку, мечтающему о крепкой семье, любимой работе, личностном росте и материальной стабильности. Проще говоря, такие люди не умеют переключаться между разными задачами и доводить начатое до конца. Школьный театр может помочь и в этом.
Третий плюс школьного театра в том, что он развивает эстетическое чутье. Где граница между плохими текстами и хорошими, между переигрыванием и такой игрой, когда весь зал замирает? Сегодня так много, например, «поэтов», громко читающих свои стихи со сцены. Их хвалят родственники, друзья, они даже не задумываются о том, чтобы поучиться литературному мастерству. Школьный театр настраивает оптику маленького человека, обращая внимание на хорошие тексты.
Четвертый плюс театра – развитие такой важной черты, как гибкость. «Весь мир – театр…», и это действительно так. Посмотрите, как некоторые люди спокойно реагируют, если им не дали сегодня «главную роль» ‒ если их куда-то не выбрали, не отметили, не повысили, если они не победили. А некоторые начинают истекать ядом, выяснять. Последние как раз не научились в детстве здоровой гибкости, когда понимаешь, что все хотят одного – счастья, что все в твоей команде – сообщающиеся сосуды: если одному будет плохо, значит, и другому тоже. Театр ‒ это гуманистическое воспитание тех, кто вскоре станет сам кем-то управлять и кого-то учить.
Пятый плюс – и на этом я закончу, перечислять можно бесконечно, – это реализация принципов успешности в театре. Я знаю многих взрослых, у кого не ладились отношения со сверстниками в школе. Они до сих пор не верят в себя, у них ярко выражен синдром самозванца, поэтому такие люди оставили свою мечту и пошли, условно говоря, лепить пельмени на завод. Театр дает возможность проявиться ученикам «с последней парты», тут все равны – двоечники и отличники, полные и худые, богатые и бедные. Тут происходит незримая коррекция – эгоистов театр учит слушать, а тихонь – выступать.
Наверное, самое ценное, что может дать театр и вообще школа ребенку (и не только средняя школа, но и школа жизни), – способность стать эмоционально отзывчивым, эмпатичным человеком.
3. Чем полезна организация школьного театра педагогу?
Думаю, школьные педагоги очень устают от подготовки к урокам, от самих уроков, идущих один за одним, от сдачи отчетов. А еще нужно следить за общим настроением в классе, учитывать особенности характера каждого ученика. Я сама работала заместителем директора в средней школе сразу после окончания консерватории. Из-за такой загруженности уходит желание придумывать каждый раз что-то особенное для ребят. Школьный театр помогает разгрузить учителя, ведущего в основном монолог на уроке.
Иногда наставник в театральной студии считает, что все должен делать сам – изготавливать декорации, шить костюмы, подбирать музыкальное оформление и прочее. Но делегирование задач учителем и выполнение их учениками – важнейший этап становления школьного театра. Почему бы ученикам самим не найти подходящую музыку, переслушав множество композиций? Он может сам провести переговоры с музыкальной группой и привлечь ее. В конце концов, ученики могут даже ради спектакля освоить игру на простых инструментах, соорудить инструменты для шумового оркестра, привлечь «музыку тела».
В прошлом году я работала в театральной студии «Инклюзион» музыкальным руководителем. Ребята с ограниченными возможностями здоровья и расстройством аутистического спектра с удовольствием играли на самодельных маракасах, кастаньетах, барабанах, еще мы сделали шикарный номер, используя тело как барабан.
Наставник школьного театра имеет возможность глубже понять детей, их ситуации в семье, их тревоги и радости. Желательно, чтобы он был универсалом – и психологом, и режиссером, и артистом, и старшим другом, и немного музыкантом, и идейным вдохновителем. Это работа мечты для тех педагогов, кто не любит рутину.
4. Как мотивировать ребенка на участие в школьных спектаклях?
Основную причину нежелания школьников стать частью театра я вижу в следующем: им кажется, что театр – это тот же урок, где велят сидеть молча, слушать, выполнять задания, а потом еще домашку дадут плюсом к остальным предметам. Ученики представляют себе школьный театр так: нужно надевать какие-то допотопные костюмы и изображать героев скучных непонятных произведений. Некоторые мальчики считают, что театр – девчачье занятие. Чтобы убрать эти предубеждения, наставнику необходимо быть в курсе современных театральных тенденций, менять форматы постановок. Сегодня это может быть пантомима, затем – импровизационный плейбек-театр или иммерсивный театр, форум-театр, физический театр и, наконец, мюзикл. Сегодня – прозаический текст, завтра – поэтический, послезавтра – основанный на историях из жизни самих же школьников.
5. Есть ли у вас опыт выхода на сцену в школе? Как вы о нем вспоминаете?
Школьного театра в моем детстве, к сожалению, не было. Я родилась во временном поселке золотодобытчиков, на Колыме. Из одного поселка ездила в школу в другой поселок, бывало, что и в пятидесятиградусные морозы. Всем там было не до театра.
На сцену я выходила в музыкальной школе, на отчетных концертах. Колени так тряслись, что ноги не попадали на педали, а ноты забывались подчистую. Средняя и музыкальная школы действовали по накатанной программе, но однажды учительница по музыкальной литературе задала нам придумать сказку про ноты и ключи, нарисовав ее. И, думаю, с этого момента мой «гениус» прорвал плотину, вырвался наружу и до сих пор не останавливается. Это говорит о том, что в любой тайге достаточно лишь одного человека, неравнодушного учителя, чтобы зажечь искру созидания в ребенке. Если бы в стенах моей северной школы работал школьный театр, я бы потратила меньше времени в будущем на преодоление волнения при выступлениях, а так пришлось выбрать самую «замкнутую» профессию в области музыки и стать композитором, чтобы не показываться людям на глаза, не выходить из комнаты, не совершать ошибку, как говорится. Это шутка, конечно. Быть композитором я мечтала с детства.
6. Книги, необходимые руководителю школьного театра.
Остановлюсь на публикациях по теме «Музыкальный театр». Прежде всего хочется сказать о монографии великой Наталии Ильиничны Сац «Дети приходят в театр» и ее работе «Детский музыкальный театр».
В следующих работах также можно почерпнуть много ценного.
Н. Г. Гильченок. «Музыкальная радуга. Пособие по игровому музыкальному воспитанию дошкольников» и «Музыкальный театр в школе. Учебное пособие».
С. С. Коробейников. «Режиссура и музыка в театре».
А. А. Морозова. «Музыкальное сопровождение при постановке детских спектаклей».
Н. С. Петухова. «Создание школьного музыкального театра».
В. С. Росоха. «Музыкальное оформление школьных театральных постановок».
И. М. Меерович. «Музыка в спектакле драматического театра».
С. Н. Чечина. «Нравственно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки и кукольного театра».
И. Е. Моторина. «Музыка в театральном синтезе: реалистический и условный театр».
И. Б. Нестерова. «Педагогические условия формирования социокультурных ориентаций детей средствами музыкального театра-студии».
Л. Л. Пилипенко. «Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в условиях детского музыкального театра».
Г. В. Евстафьева. «Театр и музыка как средство организации продуктивной деятельности дошкольников».
Л. А. Старченко. «Музыкальный театр».
А. Е.-У. Исабекова. «Развитие творческого потенциала детей и подростков средствами музыкального театра школы».
Н. В. Бобылева. «Детский музыкальный театр».
7. Интернет-ресурсы, полезные руководителю школьного театра.
Давайте пройдемся по некоторым музыкальным порталам. Являясь членом Союза композиторов России, с удовольствием рекомендую группу во «ВКонтакте» Союза композиторов России, которая доступным языком рассказывает о жизни композиторов вчерашнего и сегодняшнего дней, о стилях музыки. Тут вы можете найти композиторов для создания музыки к вашему спектаклю.
Я также член Союза композиторов Евразии, где есть в том числе секция музыки для детей.
В Новосибирске существует Союз молодых композиторов. Многие молодые композиторы готовы написать музыку без оплаты, для портфолио и наработки опыта.
Если у вас есть концертмейстер, на сайте «Нотный архив Бориса Тараканова» есть разделы с нотами «Детский музыкальный спектакль», «Музыка для детей», «Музыка из саундтреков», «Народные песни и танцы», «Фрагменты мюзиклов». Ко многим прикреплено аудио.
Есть несколько весьма полезных немузыкальных ресурсов. Большой портал – сайт «Всероссийский центр художественного творчества», где имеется Реестр школьных театров, а на вкладке «Методический центр» вы найдете «дорожную карту по созданию и развитию школьных театров в РФ», публикации, кейсы и вебинары по теме.
Перечень учебно-методических пособий, разработанных Театральным институтом имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова.
Видео спектаклей на портале Культура.РФ (легендарные и современные постановки самых известных произведений отечественной и мировой литературы).
Вебинар «Школьные театры – вектор развития».
Множество обучающих видео группы «В школьном репертуаре».
Прекрасные статьи по теме на сайте «Педсовет» (первый национальный психолого-педагогический институт).
8. Где взять пьесу руководителю школьного театра?
Я бы рекомендовала обратиться, как говорится, к живым драматургам, нашим соотечественникам. Являясь поэтом и прозаиком, победителем множества литературных конкурсов, руководителем Литературного объединения «Не воробей» при Новосибирской областной молодежной библиотеке, могу помочь в этом вопросе – или написать сама, или же, подсказать имена тех, кто пишет пьесы для школьных театров. Среди них много тех, у кого уже есть готовые прекрасные непоставленные произведения. Когда автор пишет не «в стол», когда он видит, что его работа нужна, у него появляется стимул писать еще и еще. Если же вы хотите взять готовое произведение, то рекомендую следующие:
Сборники пьес для школьных театров;
Библиотека пьес для школьных театров;
Пьесы о Великой Отечественной войне;
Театральная библиотека Сергея Ефимова;
Сайт «Российский учебник» (конкурсные постановки школьных театров).
9. Где можно заявить о себе школьному театру (питчинги, фестивали, лаборатории)?
Сейчас, как никогда ранее, появилось множество фестивалей, конкурсов, грантов, куда можно подавать заявки, ездить на гастроли, знакомиться с участниками других театров. Такие поездки сближают юных артистов, дарят им новые впечатления, вдохновляют.
На сайте «Арт-центр» собраны грядущие фестивали и конкурсы.
На сайте «Гордость страны» публикуют всероссийские и международные конкурсы для детей и педагогов.
Академия педагогических проектов Российской Федерации предоставляет информацию о конкурсах для школьников.
Сайт «На высоте» рассказывает о театральных конкурсах.
«Содружество школьных театров» проводит фестиваль-конкурс «Живая сцена».
10. Где можно получить дополнительное образование в сфере театра?
Прежде всего для профессионального и личностного развития я бы рекомендовала посещать как можно больше театров. В Новосибирске в первую очередь следует посмотреть спектакли любимого горожанами театра «Глобус». У нас также есть Новосибирский областной театр кукол, для которого я писала музыку к спектаклю «Щелкунчик и Мышиный король». Для подростков интересным станет поход в «Старый дом», учитывая поиски новых решений в области постдраматического театра, их нестандартный подход к классике. Рекомендую увидеть спектакли студентов Новосибирского государственного театрального института, а особенно – кафедры театра кукол под руководством профессора Эльмиры Куриленко, с которой мы создали несколько спектаклей и работаем вместе около тридцати лет. Эльмира Ростиславовна – крупнейший исследователь, методист в области театра кукол, и, если вас интересует эта область, можно прочесть ее работы.
В Новосибирске действует молодежный центр «Содружество», имеющий несколько привлекательных современных пространств для развития школьников, учитывая их самые разные интересы. Так, при центре работает пространство «Тут шьют», где имеется оборудование для пошива, главный корпус на Кропоткина с большим залом и сценой для постановок, пространство «Балкон», где проходят обучающие лектории на темы литературного мастерства, музыки и театра, а также кинопоказы, вечеринки, тренировки, концерты, арт-пространство «Фактура» для handmade-мастеров и всех, кто хочет научиться создавать вещи своими руками, и другие. В Новосибирске также проходят тренинги «Основы ораторского мастерства» и многие другие мероприятия для будущих звезд театральной сцены.
«Школьный театр. Тьютор-центр» – совместный проект Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» и автономной некоммерческой организации по развитию культуры и искусства «Культура Сибири». Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.