Новости

Методисты. Наблюдения. Часть первая

Друзья! Команда проекта «Школьный театр. Тьютор-центр» достаточно обширна. Это «кураторы», которые составляют программу, ведут переговоры со спикерами и слушателями, продумывают до мелочей все организационные и творческие вопросы. Это высококвалифицированные «эксперты», проводящие лекции, тренинги и мастер-классы, как в офлайн-, так и в онлайн-форматах. Это непосредственно «организаторы», сотрудники Новосибирского академического молодежного театра «Глобус», делающие так, чтобы всем было комфортно пользоваться интернет-платформой, находиться на площадке очных сессий и оперативно получать всю необходимую информацию. Это «подрядчики», которые снимают и монтируют видеотренинги, осуществляют онлайн-трансляции, разрабатывают и ведут сайт проекта. Наконец, это «методисты», которые ответственны за содержательное наполнение сайта и, главное, за непосредственное общение с участниками. После завершения I очной сессии проекта они делятся своими наблюдениями.
Варвара Попова, режиссер, ведущий методист по театральному жанру отдела методики организации самодеятельного художественного творчества Новосибирского государственного областного Дома народного творчества:
Очень насыщенно ощущаются эти три дня, кажется, будто прошла неделя. Могу отметить большую заинтересованность у специалистов, очень приятно работать с начинающими руководителями школьных театров, в которых ты видишь искреннюю увлеченность их делом, то есть им действительно хочется прийти и что-то узнать на практике применимое, что они будут потом внедрять в свою работу. Слушатели задают очень конкретные вопросы, не про вдохновение, а про методику работы, например, а нам действительно есть чем поделиться. Я увидела, что существует острая необходимость в таком тьютор-центре.

На своей лекции я говорила о задачах школьного театра и значимости этого явления для современного школьника, о том, какими качествами должен обладать руководитель театрального коллектива, о функциях и сверхзадаче режиссера, об этапах работы над театральной постановкой. Также особое внимание было уделено большому значению театрального тренинга в работе самодеятельного коллектива, благодаря чему у участников созрел запрос на проведение тренингов для взрослых на базе тьютор-центра, чтобы сначала на себе ощутить нюансы существования в упражнениях.

Следующая часть моей лекции была посвящена современным формам и практикам театрального искусства, которые можно воплотить в школьном театре: театрализованная читка, перформанс, форум-театр, вербатим, сторителлинг. Руководители и советники интересуются актуальным театром, поэтому будет создан дополнительный методический материал для сайта с его описанием.

В моей группе было семнадцать человек из Новосибирской области и Новосибирска, среди которых руководители без профессионального режиссерского образования, а также некоторые без опыта работы в театральном коллективе (первый год его существования). Охотнее всего руководители общаются на тему насущных проблем. Перечислю их в порядке частоты упоминания.

1. Руководство школы делает упор на показ спектаклей на разных фестивалях и конкурсах (при их очевидной неконкурентоспособности в данный момент). Такая практика может негативно сказаться на качестве системы развития детей посредством школьного театра. Вместо плавного и постепенного погружения в материал люди вынуждены наскоро выдавать постановки, вместо изучения собственной психофизики и внутреннего мира детей – упражняться в сценических выступлениях. В итоге дети начинают пользоваться актерскими штампами, показывать приблизительные обобщенные образы.

2. Недостаточное финансирование или его полное отсутствие – соответственно, не из чего делать декорации, покупать какие-то элементы костюмов, нет возможности создавать самобытный реквизит.

3. Зачастую со стороны руководства школы довлеет ожидание «классического» театра, без экспериментов, необычной трактовки литературного материала, словом, без сюрпризов. А это обедняет набор разнообразных театральных форм, которые могут быть использованы в школьных театрах и к которым у наших слушателей возник такой интерес.

4. Зачастую (по разным причинам) не рекомендуется выбирать материал, действительно интересный руководителю и участникам коллектива. Приходится искать баланс между возможной развлекательной функцией школьного театра, участием в обязательных культурно-массовых мероприятиях, например, к знаменательным датам, и непосредственно творческими изысканиями.

5. Соединение в театре нескольких видов искусств – литературы, музыки, хореографии, сценографии и актерского искусства – позволяет театру выполнять колоссальную воспитательную миссию, но сами руководители недостаточно компетентны в этих сферах и ощущают это во время работы.

6. В Новосибирской области отсутствует содружество школьных театров (в какой-то степени тьютор-центр на базе театра «Глобус» решает эту проблему, но все-таки речь идет о единой региональной базе, в которой могли бы регистрироваться и поддерживать общение преподаватели и руководители школьных театров, советники и методисты).

7. Больше всего от проекта руководители хотят тренингов на всевозможные темы и более длинные содержательные встречи с методистами по итогам дня.

Функционал методиста на проекте вижу так:

1. Повышение квалификации преподавателей и руководителей школьных театральных коллективов;

2. Организация творческой среды для обмена опытом;

3. Формирование и поддержка сообщества преподавателей и руководителей школьных театральных коллективов;

4. Изучение методов преподавания более опытных участников для дальнейшей разработки методических материалов и подсказок менее опытным;

5. Координация деятельности преподавателей и руководителей школьных театральных коллективов, в т. ч. информирование о конкурсах, фестивалях и учебных мероприятиях;

6. Ознакомление с профессиональной литературой, видеоматериалами и ресурсами для работы.
Юлия Щеткова, театральный обозреватель, редактор отдела «Культура» газеты «Новая Сибирь», руководитель пресс-службы Новосибирского государственного академического драматического театра «Красный факел»:
На мой взгляд, методист проекта «Школьный театр. Тьютор-центр» ‒ это прежде всего модератор, посредник между профессиональным и школьным сообществом в сфере театра. Создание материалов, которые помогут участникам проекта разобраться в теме и волнующих вопросах; получение обратной связи об участии в проекте и представления о реальной жизни школьного театра; консультирование в объеме полученной информации и театральной жизни города ‒ вот мои ключевые задачи.

В моей группе было заявлено шестнадцать человек. Присутствовавшие оказались весьма мотивированными педагогами, доброжелательными, жаждущими информации, тематического общения и поддержки. Все без исключения высказали свою заинтересованность в проекте как таковом, освоили интернет-платформу проекта или начали ее освоение, были активными участниками первой очной сессии. Некоторым удалось побывать на пилотной сессии, и они шли целенаправленно на дальнейшие занятия. Все ждут апрельского продолжения, не было ни одного человека, пришедшего из-под палки или просто отбывающего время.

В группе представлены педагоги как из городских, так и из сельских малоформатных школ, где есть школьные театры, однако проблемы у всех схожие. Только один участник представлял городскую школу, где нет школьного театра.

Из всей группы только у трех педагогов есть театральное образование (хореография, режиссура), у двух участников есть опыт режиссирования и выступления, полученный до работы в школьном театре. Есть участники, которые занимаются во взрослых театральных студиях или получают профессиональное театральное образование. Несколько человек едва ли не впервые столкнулись с театральной сферой, когда стали заниматься школьным театром.

Участники из отдаленных районов и сельской местности признаются, что оторваны от театральной жизни города. Не имеют возможности посещать профессиональный и любительский театр. Не знают, как работают и чем живут их коллеги в других образовательных учреждениях. Вообще изолированность школьных театров, разобщенность коллег ‒ то, что волнует всех представителей школьных театров. Педагоги остро нуждаются в создании единого сообщества.

Часть группы представляет школьные театры, ориентированные на начальную школу, но в основном на очной сессии присутствовали педагоги, которые ведут разновозрастные театральные группы.

Имея разный опыт и уровень погруженности в театральную педагогику, участники хотят получать проверенные знания, найти точки опоры и отсчета. Всем без исключения важны тренинги, направленные на практику.

Программу очной сессии группа оценила как достойную и полезную. Причем пользу для себя оценивают по нарастающей – от первого дня к третьему. Отмечают серьезный скачок по сравнению с пилотной сессией. Многие ждали дня, посвященного активным лекциям Александры Никитиной. Отмечают, что для них были очень важны тренинги и лекции, посвященные работе с текстом, ‒ эта сфера оказалась абсолютно для всех неизведанной, а приобретенные знания полезными.

От второй очной сессии ждут практических занятий, которые помогут им работать над ролями с юными артистами, откроют секреты театральных методик в работе над спектаклями, встреч с артистами театра «Глобус», которым бы хотели задать вопросы практического толка. Ждут круглого стола, чтобы услышать из первых уст о том, как успешно и эффективно работают их коллеги, и поделиться наболевшим.

Представленная фокус-группа обозначила свои ключевые проблемы.

1. Мотивация

Руководители не знают, как мотивировать детей посещать театральное объединение. Дети не слишком заинтересованы тратить время на театр после напряженного дня занятий. Их сверстникам это не кажется престижным, поэтому они сталкиваются с насмешками однокашников. Педагоги утверждают, что многое зависит от родителей, но именно им еще придется объяснять, насколько важен школьный театр для ребенка.

2. Нехватка мальчиков

Интерес к школьном театру в основном проявляют девочки. Мальчики отдают предпочтение другим занятиям. Мотивировать их сложно, а, если и удается, то в любой момент они могут «соскочить». Между тем, подавляющее большинство пьес или прозаических произведений рассчитано не только на женские, но и на мужские роли.

3. Текучка исполнительских кадров

Дети имеют свойство расти, переходить из класса в класс, из одного школьного звена в другое, уходить из школы, поэтому педагоги школьных театров постоянно сталкиваются с изменениями в составе участников, что весьма усложняет работу.

4. Подростковый период

Даже самые послушные и мотивированные на театральный кружок дети, вступая в острую фазу отрицания во время подросткового периода, прекращают посещение школьного театра, могут подвести или сделать неприятный сюрприз.

5. Запреты

Руководители и педагоги школьных театров постоянно сталкиваются с запретами со стороны школьной администрации, которые осложняют работу. Многие из этих запретов не подкреплены законодательно. В одних школах нельзя использовать зарубежные тексты и музыку. В других дети хотят работать с современной подростковой литературой или исследовать в художественном поиске волнующие их темы (смерть, буллинг, проблемы со сверстниками, учителями и родителями), а им разрешается работать только с нейтральным классическим материалом, в котором затрагиваются общечеловеческие ценности, но нет актуальных для ребят вопросов. В ходе работы выяснилось, что насущные проблемы одни и те же во всех школах, независимо от места расположения (город или сельская местность) и количества учащихся.

6. Финансирование и материально-техническая база

В основном руководители школьных кружков работают на энтузиазме и подвижничестве. Максимум, что получают педагоги, ‒ это оплата проведенного занятия. Шьют сами, как умеют, в личное время, в домашних условиях. Некоторые договариваются о безвозмездной помощи коллег. Например, помогают учителя технологии, которые тоже за свой счет что-то изготавливают для театрального объединения.

Из-за недостатка или полного отсутствия финансирования педагоги, занимающиеся школьным театром, сталкиваются с серьезной проблемой отсутствия материально-технической базы. Если ставить спектакли на достойном уровне, обязательно нужны декорации, костюмы и пр., но как их приобрести? Собирать деньги с родителей, даже при желании с их стороны помочь, педагог не имеет права (коррупционная составляющая). Помогать изготавливать костюмы и декорации своими руками родители не спешат: объясняют это тем, что нет времени, в лучшем случае готовы помочь деньгами, однако это приводит к нарушению законодательства. Замкнутый круг.

7. Нехватка места

В приоритете школ, конечно же, стоит учебный процесс. Все кабинеты отдаются под учебную деятельность. Театральному кружку зачастую не достается пространства для проведения занятий. Чаще всего отсутствуют помещения для хранения декораций и реквизита. Еще одна проблема ‒ театральный зал. Как правило, в школах есть один актовый зал, рассчитанный на проведение различных мероприятий. Его график работы очень плотен. Театральная студия не может заниматься на сцене необходимое количество времени, что отрицательно сказывается на выпуске полноценных спектаклей.

8. Нехватка времени

На работу школьного театра уделяется очень мало времени – учебный час в неделю на одного педагога. Если в школе два педагога, которые занимаются театром, то в распоряжении команды два часа. Это очень мало для того, чтобы с нуля обучить детей актерскому мастерству и подготовить спектакли/проекты достойного художественного уровня.

9. Требование результата

Несмотря на все вышеизложенные проблемы (нехватка места и времени, недостаток финансирования), руководство школ требует от руководителей школьных театров результата. Это участие в различных смотрах, конкурсах, фестивалях. К сожалению, все эти мероприятия «сваливаются» на театральных педагогов внезапно, в связи с этим достойно показать себя театральное объединение не может. Исправить ситуацию мог бы реестр/расписание значимых событий на учебный год. Если бы руководители школьного театра заранее понимали, что им нужно и когда готовить, а также – какие требования выдвигаются к выступающим, то это бы серьезно помогло делу.

10. Отсутствие сообщества

Руководители школьных театров не знакомы между собой, не имеют возможности делиться и перенимать опыт. В этом плане очная сессия стала для всех участников большим подспорьем. Они охотно расспрашивали коллег о работе школьных театров в других учебных заведениях, знакомились, обменивались контактами, брали информацию на заметку, договаривались о сотрудничестве в дальнейшем. Однако для тех, кто не смог посетить сессии тьютор-центра, проблема остается актуальной. Педагоги настаивают на том, что им необходим некий клуб, сообщество, в котором они бы могли поддерживать друг друга и делиться наработками.

11. Отсутствие систематизированных знаний

Подавляющее большинство руководителей/педагогов школьных театров не имеют профессионального театрального образования. Не владеют методиками. Не понимают, где и чему им учиться. Все сведения они получают случайным образом из интернета, и не всегда рекомендации Сети оказывают положительное влияние на их работу. В этом смысле появление тьютор-центра, который проводит занятия (лекции, тренинги, мастер-классы) и имеет ресурс, на базе которого собраны проверенные источники, авторские рекомендации, уникальные наработки и материалы, очень важно для работы школьных театров.
Юлия Колганова, театровед, редактор пресс-службы Новосибирского академического молодежного театра «Глобус», главный редактор журнала «Народное творчество Новосибирской области»:
Прежде всего благодарю каждого руководителя и советника за очень полезную коммуникационную динамику, когда от комплиментарных высказываний в адрес организаторов мы перешли к более предметным вещам (анализу, рекомендациям, ожиданиям), которые, я уверена, позволят тьютор-центру жить, развиваться и приносить реальную пользу тем, кто все-таки встал на путь организации такого захватывающего и классного дела, как «школьный театр».

Программа

Скажу честно, программа рождалась непросто: в многочисленных обсуждениях, спорах, предложениях. И слушатели первой сессии прекрасно поняли и оценили нашу логику. Организаторам было важно соблюсти баланс между теорией и практикой и создать гармоничную конструкцию. От истории театра для детей и подростков – ко дню сегодняшнему. От понимания структуры и законов постановки традиционных спектаклей с «четвертой стеной» – к непривычным для школьного, да и профессионального, театра формам (сайт-специфик, вербатим, иммерсивный спектакль и пр.). Если инсценирование, то в форматах лекции, живого диалога и мастер-класса. Если режиссура, то с разных позиций и профессионального опыта. Если обсуждение спектакля, то в игровой форме. Это события (мы все помним – не мероприятия!), которые уже случились.

В апреле идем дальше. Рекомендации по художественному и музыкальному оформлению спектаклей, введение в театральную педагогику, рекомендации от артистов театра «Глобус» и доцентов театрального института, тренинги по технике речи и сценическому движению. И конечно, как красивый итог – круглый стол, посвященный лучшим практикам школьного театра в Новосибирске и Новосибирской области.

Обращаясь к слушателям, хочу сказать, что в рамках тьютор-центра мы намеренно даем такой широкий спектр информации. Насколько он может пригодиться в ежедневной работе – решать только вам. А наша главная задача – дать базовое представление о том, насколько может быть многообразен театр, какое количество составляющих, порой неочевидных для сторонних наблюдателей, в нем «зашито». Организаторы дают лишь отправную точку, а далее – задавайте вопросы, озвучивайте свои пожелания по работе очных сессий и интернет-платформы. Мы всегда открыты для предложений.

Методист

В моем случае методист – это не обладатель уникальных авторских методик, которыми он спешит поделиться, а проводник между организаторами и слушателями проекта. Вся работа в группах направлена на то, чтобы тьютор-центр имел развитие, а это невозможно без учета запросов той аудитории, с которой он коммуницирует.

Тройка методистов ответственна за наполнение интернет-платформы «Школьный театр. Тьютор-центр». Поэтому предлагаем всем заинтересованным лицам стать со-участниками, со-творцами этого пролонгированного процесса.

Руководители школьных театров и их воспитанники могут стать героями новостной ленты сайта. На текущий момент у нас зарегистрированы пользователи из тридцати шести регионов Российской Федерации, посещаемость неуклонно растет, поэтому приглашаем рассказать о своем опыте, методиках, достижениях и проблемах. Уверена, это будет полезно всем. Используя чат, электронную почту globus-tutor-center@yandex.ru или в прямом общении с методистами можно рассказать о своем школьном театре (прислать текст и фотографии), также мы готовы при необходимости записать интервью.

Интернет-платформа «Школьный театр. Тьютор-центр» имеет раздел «Методические материалы». Если у вас есть какие-то пожелания к его наполнению, мы готовы прислушаться и соответствовать.

Организаторам

Моя группа из шестнадцати человек объединила очень разные опыты: сельскую малокомплектную школу на четырнадцать учеников и городскую школу на полторы тысячи учащихся. Кто-то из руководителей школьного театра занимается только сектором дополнительного образования, но подавляющее большинство совмещает несколько ставок. Кому-то выпадает возможность заниматься школьным театром всего раз в неделю в течение часа, в ряде школ занятия являются регулярной практикой. По-разному педагоги приходят к руководству школьным театром, и замечательно, что в школе есть люди, имеющие бэкграунд в области сферы культуры. Кто-то пытается справиться в одиночку, но есть и редкие случаи командной работы. Словом, разбег гигантский.

Но есть запросы к организаторам тьютор-центра, которые объединяют наших учителей, ряд из них я озвучу, потому что это может быть полезно как для нашей дальнейшей работы, так и для тех, кто будет организовывать подобные методические площадки на своих территориях. Ведь, как мы знаем, к концу 2024 года театр должен быть в каждой школе, следовательно, формат тьютор-центра актуален как никогда. При каждой встрече в группе звучало: «Практика! Нам нужна практика!»

1. Есть пожелание – лекции по истории театра сделать частью предварительных методических материалов на интернет-платформе, чтобы к очным сессиям слушатели уже приходили с накопленной теоретической базой, которая пригодится им в познании театральных практик.

2. Большой подъем вызвала теория инсценирования, которой (видимо, при любых объемах) будет не хватать. Очень нужна базовая подготовка – с описанием законов и инструментов перевода прозаического текста в драматургический. Слушатели активно спрашивали про литературу, в наших методических материалах на сайте появился библиографический список по данной теме, обращайтесь.

3. Спикеры точечно прошлись по нестандартным форматам театральных постановок (читка, документальный театр, перформанс, сторителлинг, вербатим, форум-театр, иммерсивный театр, сайт-специфик, инклюзивный театр, класс-акт). Мы с методистами были приятно удивлены, насколько эта тема вызвала у слушателей интерес. Ведь, действительно, если у вас нет помещения для репетиций, то пространством для спектакля школьного театра может стать лестница, столовая, спортивный зал или другое помещение, которое, казалось бы, никак не предназначено для показа спектакля (вот вам и сайт-специфик в действии).

Совсем скоро на интернет-платформе будет размещена информация об этих направлениях современного театра, а пока методисты подготовили список того, с какими нестандартными решениями можно встретиться у нас, в Новосибирске (ловите в конце текста). Хотя, как я говорила при очных встречах, наш город в этом плане достаточно консервативный, у нас не слишком приживаются эксперименты.

4. А далее – здесь слушателей можно понять – прозвучало: если вы уж даете нам представление о таких форматах, то, можно, потратив минимальное время на теорию, поставить с нами спектакль, например, в технике сторителлинга? Мы как организаторы должны понимать: это сигнал о необходимости режиссерской лаборатории.

5. Во всех группах после просмотра спектакля был запрос на общение с артистами при обсуждении увиденного. Возможно, в будущем стоит поделить работу на две составляющих: обсуждение посредством инструментов театральной педагогики (это занятие с Александрой Никитиной слушатели выделили особо и по содержательной составляющей, и по эмоциональному включению) и диалог с командой актеров.

6. Мои коллеги уже озвучили актуальность для слушателей привлечения дополнительного финансирования для успешной деятельности школьных театров. Существуют ли специальные гранты? Как работают государственные и частные фонды с системой образования? Где искать спонсора и как с ним взаимодействовать? Не противоречит ли это законодательным нормам?

Слушателям

1. Очень любопытно было слушать вопросы по поводу сценической интерпретации литературного источника – имеет ли право режиссер вторгаться на территорию писателя и (цитата) его «переиначивать», задавая собственную форму, акценты и решение образов?

Мы с вами, уважаемые слушатели, однажды решили заниматься театром, по большому счету, в формате тьютор-центра, где объединяется такое количество разных людей, неважно – профессиональный он или любительский. Правило для всех одно: театр – это синтетический вид искусства. В любом источнике, который мы рекомендуем на нашей интернет-платформе, вы найдете этому подтверждение. С этого утверждения начинается путь любого теоретика и практика театра.

Литературный источник – одна из составляющих спектакля, не более. Большая постановочная команда во главе с режиссером создает свой мир, в котором одинаковое значение имеют режиссура, актерство, сценография, костюмы, свет, звук, и дальше можно продолжать. Если режиссер берется за тот или иной текст – ему есть что сказать этому миру, и произведение писателя, драматурга будет лишь импульсом для дальнейших размышлений, терзаний, а в итоге, после длительного репетиционного пути, – для готового спектакля. Который каждый из нас, безусловно, воспримет по-разному, ведь любой человек (зритель) живет в собственной матрице контекстов, имеет уникальный личный опыт (образование, семья, социум) и пр. Вот почему театральное искусство так манит и очаровывает – в нем всегда гораздо больше вопросов, чем ответов. Для всего остального существует книга в руках и ваше воображение, которое покруче любого спектакля или кинофильма.

2. Моя идеальная картина мира состоит в том, что руководитель школьного театра и его участники априори смотрят много спектаклей, неважно каких – любительских или профессиональных. Очень бы хотелось, чтобы мое убеждение не было иллюзией. Во всяком случае, моя группа – именно такие люди. Смотреть абсолютно разные постановки вместе с учениками, обсуждать, размышлять и спорить – важная опция для строительства такого организма, как театр. Иначе, как нам отличить хорошее от плохого? Как объяснить ребенку, что театр не всегда бывает таким, каким он увидел его в первый раз (и решил, что больше в театр не пойдет)? И прекрасно, что в работе тьютор-центра есть такая позиция, как введение в театральную педагогику. Обсуждение спектакля не должно быть скучным и назидательным, это может быть весело, задорно, в игровой форме, но вполне полезно. Иной мотивации привлечения в школьный театр я не вижу.

3. Мое индивидуальное обращение к руководителю школьного театра кукол. Я говорила в личной беседе, что современный театр кукол давно перерос все мыслимые и немыслимые стереотипы о нем. В июне 2024 года в Новосибирске пройдет III Международный фестиваль театров кукол «Перекресток», за фестивальной афишей можно наблюдать на сайте Новосибирского областного театра кукол. Ранее благодаря этому проекту мы могли видеть «Я – Сергей Образцов» московского Театра кукол имени Образцова, «Девочку со спичками» Karlsson Haus, «Пашу» Алтайского театра кукол «Сказка» и «Холстомер» Большого театра кукол из Питера. Поверьте, крупные театральные величины обращаются к кукле и в драме, и в опере, и в балете, и в перформансе. Также наш театр кукол проводит Сибирскую школу кукольника, на сайте выложено несколько видео мастер-классов и конференций. Затем в апреле текущего года стартует проект «Семейный театр», специалисты будут обучать, как любителям сделать театр кукол с нуля. Можно следить за новостями на их сайте и в соцсетях, подать заявку на участие.
Что посмотреть в Новосибирске?
Сторителлинг

Новосибирский молодежный драматический театр «Первый театр». «Мистические тайны их жизни…»: спектакль-сторителлинг о мистических историях и судьбах знаменитых деятелей России: Распутина, Булгакова, Мессинга, Горького, Скрябина, Гоголя и Репина. Возрастное ограничение – 16+.

Иммерсивный театр

1. Новосибирский театр кукол «Пилигримы». «Невидимый слон»: иммерсивный спектакль с закрытыми глазами в форме театра ощущений. Чтобы погрузиться в мир незрячего ребенка, зрители передвигаются, слушают звуки, ловят запахи и тактильные ощущения в масках для сна. Возрастное ограничение – 12+. Команда методистов обращает ваше внимание и на другие проекты этого частного театра: «Омлет с сахаром» (6+) ‒ спектакль для детей с элементами стопм-шоу; «А рыбы спят?» (12+) ‒ размышления ребенка о вопросах бытия.

2. Новосибирский академический молодежный театр «Глобус». «Дракошина история» от актеров театра ‒ обаятельный сказочный променад для малышей в формате «бэби-театра». Посещение возможно только в рамках новогодних кампаний (декабрь-январь). Возрастное ограничение – 0+.

Инклюзивный театр

1. Новосибирский академический молодежный театр «Глобус». «Гадкий утенок» по мотивам произведения Андерсена: единственный спектакль в профессиональных театрах города, обращенный к инклюзии, в главной роли занят артист с синдромом Дауна. Возрастное ограничение – 6+.

2. Все проекты «Инклюзион. Школа. Театр».

Читка

1. Новосибирский академический молодежный театр «Глобус». Ток-проект «ПодросТок», ближайшие актерские читки состоятся 15 и 18 апреля 2024 года, вход свободный, по предварительной регистрации. Организаторы открывают для юного зрителя творчество современных драматургов, пишущих о горячих проблемах возраста тинейджеров. Возрастные ограничения – 12+ и 16+.

2. Новосибирский областной театр кукол. «Былое и дамы» (16+): читакль по рассказам Тэффи, премьера пройдет в конце апреля. Это уже больше, чем театрализованная читка, но меньше, чем полномасштабный спектакль на сцене. Идет в пространстве театрального буфета.

3. Сибирский камерный театр «13 трамвай». «Так по-женски…»: подборка смешных, трогательных и лирических рассказов о повседневной жизни (по произведениям Цыпкина и других современных авторов). Возрастное ограничение – 16+.

4. В Центре культуры и отдыха «Победа», в клубе «Ночь», творческое объединение «Понаехавшие» (актрисы Дарья Емельянова и Екатерина Жирова) часто читают рассказы любимых авторов. Есть обкатанные истории, и есть разовые, тематические – по случаю.

Эскиз

1. Новосибирский академический молодежный театр «Глобус». Ток-проект «ПодросТок», эскиз «Уважаемая Елена Сергеевна» по пьесе Разумовской. Премьерные показы – 16 и 17 апреля 2024 года. Возрастное ограничение – 16+.

2. Новосибирский государственный драматический театр «Старый дом». Ежегодный актерский марафон «Без дистанции» ‒ девять самостоятельных актерских проектов в самых неожиданных форматах.

Моноспектакль

1. Новосибирский государственный академический драматический театр «Красный факел». «Сказ про Федота-стрельца»: сказка для взрослых по произведению Филатова в исполнении Андрея Яковлева. Возрастное ограничение – 12+.

2. Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева. «Онегин. Письма»: по Пушкину в исполнении Ирины Ефимовой. Возрастное ограничение – 12+ (рекомендуется к просмотру с 14 лет).

3. Новосибирский молодежный драматический театр «Первый театр». «Клавдия Шульженко»: музыкальный моноспектакль в исполнении Людмилы Щегольковой. Возрастное ограничение – 16+.

4. Работы студентов Новосибирского государственного театрального института на сцене Учебного театра (каждый год в афише присутствует несколько моноспектаклей).
«Школьный театр. Тьютор-центр» – совместный проект Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» и автономной некоммерческой организации по развитию культуры и искусства «Культура Сибири». Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.